Владимир Путин
предложил создать этический кодекс в кино и поддержать мультипликаторов
на заседание правительственного совета по развитию отечественной
кинематографии, которое состоялось 21 ноября.
В правительственный совет по развитию кинематографии входят отечественные продюсеры и режиссеры, в том числе Сергей Сельянов, Владимир Хотиненко, Федор Бондарчук, Дмитрий Месхиев, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Константин Эрнст, а также глава Фонда кино Сергей Толстиков,
ректор ВГИКа Владимир Малышев, представители Правительства, Минкульта и
Минфина. Альтернативный Киносоюз в совете представляют Алексей Герман младший, Борис Хлебников, Александр Сокуров и Алексей Попогребский.
Ноябрьское заседание – третье в истории совета. Первое состоялось в
ноябре 2009 года и было посвящено реформированию системы господдержки
кино. Тогда в совет вошли всего четыре кинорежиссера. На втором
заседании, уже в расширенном составе, в феврале 2011 года Путин объявил
объемы финансирования кинопроизводства на текущий год и предложил
удвоить количество кинотеатров в стране, а также выслушал мнения
продюсеров и режиссеров о наболевших проблемах кинообразования.
Открывая заседание, Владимир Путин, являющийся по совместительству
председателем совета по развитию кино, в первую очередь призвал
отечественных кинематографистов задуматься о нравственной стороне
вопроса и вспомнил кодекс Хейза
– существовавший с 1930 по 1967 год свод правил американских
кинопродюсеров и кинопрокатчиков, запрещавший показ на экране насилия,
убийств, алкоголя, наркотиков, обнаженного тела и «сцен страсти», а
также межрасовых браков и гомосексуализма. Многие запреты кодекса Хейза
сейчас кажутся предрассудками, основная его цель остается вполне
актуальной и сегодня: кино должно быть интеллектуальным развлечением,
направленным на усовершенствование человека и укрепление нравственных
идеалов.
Продюсерам, таким образом, предложено договориться о соблюдении неких общих правил. «На самом деле, не стоит переоценивать этот кодекс, - сказал режиссер Алексей Герман младший КиноПоиску. - Наверное,
нам действительно не нужна пропаганда ксенофобии. Мне кажется, это
очевидно, и мы видим на примере американского кино, что это возможно.
Но и не нужна пропаганда национализма. Так что это вопрос формулировок».
«Знаете, этот кодекс создается каждый день. Создают его зрители, поэтому нужно на зрителя смотреть и чувствовать его, - говорит глава компании СТВ, продюсер Сергей Сельянов. - Сами
знаете, есть фильмы про бандитов, они были популярны одно время. Потому
что это фильмы про людей, как есть фильмы про пожарных, учителей и так
далее. В какой-то момент это просто перестало быть востребованным. То
же самое с жестокостью в кино. Сейчас оно почти не производится, потому
что продюсеры понимают, что зритель проголосует против. Происходит
саморегуляция: общество через кассу кинотеатра достаточно эффективно
регулирует эти нормы. Если говорить об арт-кино, то там другая
парадигма. Там зрителя мало, другое целеполагание и продюсера и
режиссера, оно заключается в сильном кинематографическом произведении,
желательно с успешной фестивальной судьбой. Там этот механизм не
действует, и это тоже правильно – так больше палитра. И эти фильмы
приносят стране признание на международной арене. В этом году их даже
два – «Елена» и «Фауст»
успешно выступили на фестивалях. Это как Достоевский. Писатель мрачный
вроде, но при этом главный бренд России в мире. Общество должна
беспокоить пошлость, жестокость, и оно может оказывать рублем прямое
воздействие».
«Хартии и кодексы необходимы, - так прокомментировал КиноПоиску продюсер, директор компании Art Pictures Дмитрий Рудовский. - Это
один из важных признаков, что коллективное сознание в данной области
человеческой деятельности сформировалось и появились правила игры: что
можно и что нельзя, не исходя из ГК или УК, а из более высокого уровня
сознательности. Американцы отказались от этой модели, но если
вспомнить, когда вводился Кодекс Хейса? В сложный экономический период,
когда нужны были позитивные образы, чтобы вдохнуть в нацию надежду и
веру. Сегодня Россия находится в других условиях, но отрыжка 90-ых в
виде братковской этики в самом обществе требует от нас самих не
смаковать пороки, что происходит в реальной жизни на каждом шагу, а
восставать против них».
От вопросов морали перешли к материальным: министр культуры Александр Авдеев
доложил, что в ответ на «коллективное пожелание о предоставлении
бюджетных субсидий» для софинансирования строительства киноцентров в
средних и малых городах России министерство включило в бюджетную заявку
на ближайшие три года расходы в размере 1 200 млн рублей. «Сейчас вопрос находится на утверждении в Минфине», - сказал Авдеев. Там же скоро должен решиться вопрос о финансировании проекта «Киносити».
Это, напомним, инициатива Федора Бондарчука, Эдуарда Пичугина и Сергея
Сельянова по строительству кинотеатров в городах с населением менее 400
тысяч жителей.
Можно вспомнить, что в разговорах о положении дел в российском кино
часто упоминается нехватка новых, молодых специалистов. Министерство
культуры сейчас готовит филиалы ВГИКа на базе четырех техникумов -
Иркутского техникума кино и телевидения, Советского кинотехникума в
Калининградской области, Сергиево-Посадского киновидеотехнического
колледжа и техникума кино в Ростове-на-Дону. «..таким
образом, у нас с дипломом ВГИКа будут завершать высшее образование
фактически в пяти высших учебных заведениях: во ВГИКе и четырёх его
филиалах, - пояснил Александр Авдеев. - Этим самым мы
постараемся восполнить дефицит специалистов таких кадров, как
сценарист, режиссёр, продюсер и специалист по мультипликации».
Алексей Герман младший не согласен с формулировкой проблемы: «Я
не вижу такого дефицита (кадров). Если будет больше хороших кадров,
это, конечно, хорошо. Но проблема в том, что у нас вся система
неэффективна. Мало хороших продюсеров, но не тех, которые умеют
выжимать деньги из государства. Вообще, в стране есть хорошие писатели,
которых можно было бы привлечь к написанию сценариев, есть хорошие
молодые актеры, есть театры.. Так что вопрос кадров преувеличен.
Проблема не в отсутствии конкретных профессионалов, а в том, что нет
микроклимата, нет соревновательной среды. Нет системы, которая
позволила бы талантливому человеку пробиться, у нас ему просто некуда
пойти. Так что это все не решит проблемы, это все только слова,
демагогия».
Дмитрий Рудовский считает, что нужно дать возможность развиваться альтернативным видам обучения. С ним согласен Сергей Сельянов: «Видимо,
идет речь о том, чтобы эти колледжи как-то подтягивать. Все-таки
колледж – это другие специальности, которые тоже нужны. Но основные
специалисты – режиссеры, сценаристы, художники-постановщики – это
все-таки не колледж. У нас есть предложение по созданию системы
дополнительного высшего образования на основе двухгодичной магистерской
программы, с привлечением западных специалистов и технологий. Для тех,
у кого уже есть высшее образование. Нужно ведь и педагогов воспитывать
– тоже с привлечением западных специалистов, американских в первую
очередь. Нам кажется, надо начинать в первую очередь, со сценарных
школ. Мы эту идею озвучили, чтобы были выделены дополнительные ресурсы.
Мы уже провели переговоры с американскими учебными заведениями, где
учились Спилберг, Лукас.
Конечно, нужно развивать и существующие формы образования. Для тех, кто
окончил колледж, например, по специальности «костюмер», должна быть
возможность поступить дальше учиться, на художника по костюмам. А
начать лучше всего со школы, где факультативно или даже в рамках
обязательного курса истории давались бы знания о кино. Это важно и в
гуманитарном смысле, и сможет привлечь молодых людей в киноиндустрию,
заинтересовать их. Наша инициатива была воспринята позитивно, сейчас мы
будем работать с минкультом, с Правительством, чтобы эта строка
наполнилась деньгами».
Мультипликаторам обещают выделить не только кадры, но и деньги - 500
млн рублей на финансирование производства отечественных мультфильмов
Министерство ожидает получить до конца года. 335 млн рублей будут
перечислены в Фонд кино и 165 млн будут потрачены на фильмы, которые
«будут создаваться по линии Министерства культуры». До 2020 года власти
обещают также выделить субсидии на модернизацию материально-технической
базы «наиболее значимых киностудий и прежде всего киностудии
«Союзмультфильм»». Владимир Путин попросил анимационные фильмы поддержать, учитывая приход телеканала Disney в российский эфир.
Большая часть заседания прошла в закрытом формате. Обсуждались
состояние кинообразования, проблема соблюдения авторских прав,
федеральная целевая программа «Кино России-2012—2017», введение единого
билета, состояние дел в отечественной анимации, увеличение
финансирования детского и юношеского кино. По завершении мероприятия
глава Фонда кино Сергей Толстиков рассказал о том, что Фондом с апреля
2010 года было профинансировано 86 фильмов, выделенные кинокомпаниям
средства составили 5,5 млрд рублей. Финансирование осуществлялось в
соотношении 45 процентов государственных денег и 55 процентов средств –
от других инвесторов. Один фильм, на который существовал
государственный заказ – «Август. Восьмого» - фонд профинансировал практически целиком ввиду «социальной значимости» проекта.
Для индустрии сейчас самым актуальным из обсуждавшихся вопросов остается вопрос авторского права, считает Дмитрий Рудовский. «Ключевой
вопрос нашего времени: приведение в соответствие с реальностью
законодательства регулирующего вопрос использования авторского права.
Самая насущная проблема - пиратство, как следствие нерешенности этого
вопроса, - говорит продюсер. - Все остальные вопросы, обсуждавшиеся на
Совете, безусловно, тоже важны».
Сергей Сельянов рассказал КиноПоиску, что самым важным итогом считает успех системы мейджоров: «Было
обсуждено большое количество вопросов, почти все киноиндустриальные
вопросы были затронуты. Я бы выделил, что прошло 1,5 года с момента
создания института лидеров и можно было констатировать его
эффективность. Кино дело небыстрое, и только сейчас начинают появляться
фильмы – плоды этой реформы. Уже идет «Бой с тенью», скоро выйдет «Высоцкий», наш «Иван Царевич и серый волк».
Дело в том, что средне- и крупнобюджетные картины, которых раньше в
стране производилось 1-2 в год, а конце этого и в следующем году выйдет
10-12. Это очень существенное изменение пейзажа. Фильмы-события и
являются тем, что приводит людей в кинотеатры. И здесь мы конкурируем с
американскими картинами, у которых бюджет одной сопоставим с годовым
бюджетом всего нашего кинопроизводства. Мы констатировали на заседании,
что реформа работает, а значит, имидж российского кино в глазах зрителя
можно поднять, поправить, и какая-то часть нареканий к нему уйдет в
прошлое. Я предложил систему лидеров распространить и на анимацию,
чтобы средства, которые будут выделяться, попали в эффективные и
ответственные руки. Это предложение было услышано. Одним из лидеров
должен стать «Союзмультфильм», который выстраивает очень правильную
политику в отношении кадров, а кадры в анимации очень важны».
«Полезного было много, но вопрос в том, что кино у нас сейчас стало
похоже на сельское хозяйство в Советском Союзе. Рецептов вроде бы
много, а все становится хуже, - комментирует итоги заседания Алексей Герман младший. - Для
меня очевидно, что для начала должна быть дискредитирована система
мейджоров. Я убежден, что она работать не будет, потому что она душит
конкуренцию. А кино - это конкуренция идей и проектов, а не доступа к
бюджетным средствам. К сожалению, пока не пройдет два-два с половиной
года и это не станет понятно, ничего не изменится».
Прикрепления: |